Аменция

Пер. с англ. Н.Д. Фирсовой (2018)

 

Аменция

Аменция – особый тип помрачения сознания, характеризующийся путаницей, непоследовательностью мысли (инкогеренцией), невозможностью понимания и осмысления окружающего мира в связной форме, что создает картину сумбура и полного распада сознания.

Т. Мейнерт (1890), который впервые ввел термин «аменция» в клинической психиатрии, сначала говорил об остром делирии, а затем об аменции как особом заболевании, в котором на первый план выступает бессвязность, путаница идей, процесса мышления, так же как связь с обильным наличием галлюцинаций и иллюзий, расстройств ориентации и двигательным возбуждением. Впоследствии пограничная аменция стала более узким понятием, что позволило отделить этот симптом от делирия и сумеречного помрачения сознания.

У человека, страдающего аменцией, речь бессвязна, непоследовательна, теряет грамматическое совершенство, что отражает расстройство мышления. Бессмысленный набор слов произносится пациентом монотонно, с утраченной интонацией, изменяется цвет и эмоциональная окраска речи, иногда невразумительный этот монотонный шепот может заменяться словами, произносимыми неуместно громко и монотонно, или монотонным пением. Крепелин (1900), описывая аменцию, отмечал: «Пациенты могут, возможно, иметь какие-то восприятия, но не способны связать их друг с другом и с предыдущим опытом, не могут сочетать образ и объяснение. Тем не менее, они насторожены, изо всех сил пытаясь осмыслить опыт и явления, но в то же время очень легко отвлекаются, не способны к систематическому наблюдению, поэтому их восприятие представляет собой смесь разрозненных фрагментов, ни один из которых не может встроиться в картину настоящего, ни в цепочку воспоминаний о том, что было. Таким образом, у пациентов развивается чувство растерянности, неуверенности и беспомощности. Они не понимают, что не так, не осознают, что происходит с ними и что происходит вокруг них».

В типичных случаях аментическое возбуждение отличается от того, что наблюдается, например, при делирии, где оно часто ограничивается кроватью (возбуждение в постели), характерным беспорядочным кружением или топтанием на одном месте, беспрерывным вздрагиванием, подергиванием, из-за чего в некоторых случаях напоминает подергивания при хорее. Истинных галлюцинаций мало, в отличие от делирия, в основном делюзии и бессвязные отрывки. Зимерлинг считал атрибутами аменции перемену мышления с точки зрения противоположностей: «В одно и то же время пациенты говорят о покупке домов и лишении себя жизни, строительстве вилл и утоплении, объединяют своих врагов и дикие  битвы, тут же они слышат звон бокалов, наполненных шампанским и веселое пение, жалуются, что шея просверлена и нафарширована кишками, патетически восклицают: «Ура! Императрица!». Другой пациент жалуется, что в постели воняет, а потом говорит о себе как о боге. Интенсивность возбуждения при аменции меняется, в периоды успокоения (светлые промежутки) может наблюдаться изнеможение, слезливость или даже некоторая подавленность. В аментивной речи присутствует непоследовательность, ее характерной спецификой является повторение отдельных глаголов или существительных, отмечается персеверация, повторение одних и тех же слов.

В более старых учебниках по психиатрии – как отечественных (англ.), так и зарубежных – аментивные расстройства сознания описываются как сложные, содержащие бредовые или онейрические включения, поэтому предпочтительными формулировками были следующие: «делириозно-аментивный синдром», «симптом аментивно-делириозный». Действительно, в клинической практике состояние аментивного замешательства, часто связанное с переключением компонентов или делириозным онейроидно-кататоническим феноменом, признаками комплексов присоединяется к аментическому помрачению сознания, так что эти расстройства имеют переходную фазу, смешанные состояния на высоте их проявлений могут принять характер «чистой» аментивной спутанности и непоследовательности. Некоторые современные ученые считают аменцию своего рода делирием, однако, несомненно, наблюдается и ее классическое проявление.